Моноопера «Слышащая голоса»

«Слышащая голоса» — опера для меццо-сопрано и камерного ансамбля молодого композитора Рустама Сагдиева.

Это сюрреалистическое путешествие современной женщины по различным эпохам, художественным и мифическим мирам японской культуры, путеводной нитью в котором служит тема женственности.

Литературным источником либретто стали японские мифы и стихотворения поэтов и поэтесс серебряного века (преимущественно Ёсано Акико) и другие источники, среди которых — прощальное стихотворение одной из Онна-бугэйся (женщины-самурая).

Моноопера — это опера для одного солиста. Жанр, получивший популярность в XX веке (однако встречаются и редкие примеры в XVIII столетии). Помпезность в нём уступает интимному высказыванию, а слаженность вокального и актёрского ансамбля — мастерству единственного исполнителя.

Одна из самых известных моноопер — «Человеческий голос» Франсиса Пуленка на либретто Жана Кокто, основанное на его пьесе. Героиня Пуленка (вернее, Кокто) — женщина, и это позволяет нам предположить, что Рустам Сагдиев вдохновлялся именно этой монооперой, ведь женщина и женственность — главные темы «Слышащей голоса».

«Слышащая голоса» Рустама Сагдиева состоит из нескольких эпизодов, по-разному раскрывающих идею женственности через призму японской культуры. Сюжета в опере как такового нет, он скорее угадывается за сюрреалистической пеленой сменяющих друг друга эпизодов — то трогательных, то причудливых, драматичных и даже трагичных.