Александр Петров

Александр Петров – студент Санкт-Петербургской консерватории (класс композиции доцента Светланы Нестеровой). Помимо творчества стремится реализовывать себя как разносторонний музыкант, постоянно ищущий новые сферы деятельности. Автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Русская весна в Петербурге».

Участник всероссийских и международных молодёжных форумов: «Таврида» (республика Крым), «Территория смыслов на Клязьме», «Евразия» (Оренбург), Петербургский международный молодёжный форум. Победитель «Конвейера проектов» форума «Таврида-2016». Лауреат премии «Прохоровское поле» в номинации «Произведения для оркестра» (Белгород, май 2016 г.) и Всероссийского фестиваля симфонических произведений молодых композиторов — стипендиатов Министерства культуры Российской Федерации «МЫ – РОССИЯНЕ!» (Херсонес, Севастополь, 2016 г.)

Для его творчества характерны эксперименты в области нестандартных инструментальных составов, использование в вокальной музыке фольклорного голоса, поиск синтеза традиций русской классики и фольклора с современной музыкальной культурой в самом широком смысле. Важное место в творчестве занимает симфоническая музыка. Источники вдохновения – литература, кино, театр. Также в его творчестве можно найти отклики на общественно-политические события прошлого и современности.

Мы попросили композитора ответить на несколько вопросов.

Что для вас современная академическая музыка?

Для меня, прежде всего, это СОВРЕМЕННАЯ музыка. И важно, чтобы она находила путь к современному слушателю. Не только к филармонической публике, но и к тем, кто ходит на концерты рок-групп, рэперов и в ночные клубы.

Слово «академическая» я считаю крайне неудобным для классификации и обозначения современной музыки. Сразу можно подумать, что такая музыка доступна только «академикам», какому-то узкому кругу. Хотя при самом невзыскательном слуховом анализе сочинений молодых композиторов можно понять, что существует очень много «живой» и доступной музыки, которая звучит вполне актуально и понятно для самой разной публики. В том числе и молодёжи, особенно для представителей её городского, образованного слоя.

Кого из композиторов вы считаете вашим учителем?

В русской музыке для меня это Милий Алексеевич Балакирев. Не просто композитор, а человек, сумевший создать целую эпоху в русской музыке. В России его кружок называют «Могучей кучкой», на Западе — «Новой русской школой». Активный общественный деятель, идеолог, оказавший влияние на своих коллег, даже в ущерб себе и своему творчеству. Без него Бородин, Мусоргский и Римский-Корсаков не были такими, какими мы их знаем.

Композитор, выступающий за «особый путь» русской музыки, горячий поклонник и исследователь фольклора — и при этом европейский человек, которому не чуждо новое в других культурах, который поддерживал общение со многими выдающимися деятелями своего времени. При этом Балакирев — выдающийся пианист, дирижёр, один из создателей Бесплатной музыкальной школы.

Нонконформист, не признававший академического образования (опять же, «немецкого»). При этом Балакирев стремился сделать музыкальное образование более доступным разным слоям населения, равно как и приблизить музыкальную культуру к народу.

Необычайно противоречивая и трагическая личность, но по-моему, именно так и должен жить подлинный художник-реформатор, а также  патриот.

Кто ваш слушатель?

Прежде всего это городская образованная молодёжь, как я уже упоминал ранее. В принципе я думаю, что молодая музыка может быть близка и понятна (равно как и не понятна) совершенно разным людям. Иногда даже тем, кто может не быть близок мне «идейно».

Расскажите о произведении, которое будет исполнено на фестивале.

Это два небольших и довольно разных сочинения. В каком-то смысле одно «за здравие», другое «за упокой». Оба написаны весной прошлого года.

Первое — это Рондо для флейты, саксофона, скрипки и гитары. Хотелось написать лёгкую, светлую музыку. Музыку молодости, весны. И вдохновляла меня в тот период сама атмосфера весеннего Питера, который расцветает новыми красками в период апреля-мая. В музыкальном плане оказали влияние песни исполнителей русского рока, многие из которых также связаны с нашим городом. И мне кажется, что моя идея неплохо осуществилась! Особенно ярко впервые прозвучало моё Рондо на концерте в консерватории в исполнении четырёх замечательных девушек, с которыми после мы решили создать новый коллектив — «Рондо-квартет». Второе сочинение — фортепианная пьеса «На пути к «Колокольне счастья»
Это первое фортепианное сочинение, написанное мной за последние три года после долгого перерыва. И вдохновил на его создание последний фильм Алексея Балабанова под названием «Я тоже хочу». Сюжет фильма связан с поисками счастья людьми, которых принято называть маргиналами, среди которых оказывается музыкант в исполнении Олега Гаркуши (шоумен и поэт из рок-группы «АукцЫон»). У «Колокольни счастья» в конце фильма появляется и сам режиссёр, которого эта колокольня не «забрала к себе». После смерти в кадре пройдёт год до смерти самого Балабанова, а колокольня, увековеченная в фильме, рухнет на 40-й день после смерти режиссёра…
Парадоксальное сочетание иронии и мистики, философской проблематики и некой эстетики абсурда — вот, что стало питательной почвой для моего сочинения. Которое я решил посвятить памяти режиссёра Алексея Балабанова.

Чего вы ждете от участия в фестивале «Игры с классикой»?

Знакомство новой публики с моей музыкой, равно как и моей музыки с новой публикой. Вообще, всегда интересно участвовать в мероприятиях, в которых есть своя философия. В данном случае это игра с классикой. Хотя в этих моих сочинениях не менее развита идея игры с другими направлениями современной музыки. Пусть каждый услышит эту игру по-своему.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *